- Экономический очерк. Текстильная промышленность
Текстильная фабрика в г. Блуменау.
Бразилия.Экономический очерк. Текстильная промышленность
До конца 50-х гг. занимала второе место в регионе после пищевкусовой промышленности по стоимости выпущенной продукции. Но её доля в валовой продукции обрабатывающей промышленности региона снижается (16,5% в 1950, 11,2% в 1960, 9,5% в 1970, 8,6% в 1975).
Текстильная промышленность развита во всех странах региона. Представлена главным образом хлопчатобумажными предприятиями. В Аргентине, Уругвае, Чили и Перу важную роль играет шерстяная промышленность. В ряде стран (Аргентина, Колумбия, Мексика и др.) имеются также шёлковая, льняная и пеньково-джутовая отрасли. После 2-й мировой войны растущее значение приобрёл выпуск искусственного и синтетического волокон и тканей из них. Развито трикотажное и чулочно-вязальное производство.
Ручное прядение и ткачество были распространены среди коренного населения ещё в колониальный период. Испанские и португальские колонизаторы искусственно сдерживали развитие текстильной промышленности в интересах метрополии. После завоевания политической самостоятельности текстильная промышленность в странах Латинской Америки стала быстро развиваться. В середине XIX в. некоторые текстильные фабрики Мексики и Аргентины по технической оснащённости соперничали с западноевропейскими предприятиями. Значительный стимул к развитию текстильная промышленность получила в период 1-й мировой войны и особенно после мирового экономического кризиса 192933, когда из-за нехватки валюты для импорта и ослабления конкуренции импортных тканей улучшились условия для местного производства. В годы 2-й мировой войны Бразилия, Мексика и Аргентина наладили экспорт хлопчатобумажных тканей в соседние страны. После войны из-за усиливающейся иностранной конкуренции темпы роста текстильной промышленности снизились, а её доля в валовой продукции обрабатывающей промышленности региона в 194575 сократилась почти вдвое. В экономически более развитых странах региона отрасли тяжёлой промышленности оттеснили текстильную промышленность. Но в ряде стран она продолжает занимать 2-е место после пищевкусовой (по стоимости выпущенной продукции и числу занятых). Как важный источник занятости играет значительную роль и в экономически более развитых странах региона. Это одна из причин того, что текстильная промышленность пользуется защитой государства (производство этой отрасли стимулируется высокими таможенными тарифами).
Текстильная промышленность размещена неравномерно. На Бразилию, Мексику, Аргентину, Колумбию приходится большая часть всего веретённо-станочного парка (см. табл. 19) и продукции хлопчатобумажной промышленности региона.
Текстильная промышленность характеризуется высокой степенью концентрации производства. В Аргентине из 40 тыс. текстильных предприятий основную роль играют около 50. В Колумбии, Чили, Венесуэле 810% предприятий сосредоточивают 5565% всей стоимости продукции отрасли. Имеются предприятия с числом занятых свыше 1000 человек и несколькими тысячами ткацких станков. Наряду с крупными, технически оснащёнными современными фабриками имеется множество мелких предприятий с отсталыми методами производства, кустарные и полукустарные мастерские. Крупные текстильные предприятия сосредоточены в немногих промышленных центрах. Существует территориальный разрыв между отдельными стадиями производства. В хлопчатобумажной и шерстяной промышленности первичная обработка сырья (очистка хлопка, промывка шерсти) тяготеет к его источникам; конечные стадии производства (ткачество, отделка тканей) размещаются в крупных центрах потребления. В Бразилии 95% производства хлопчатобумажных тканей сконцентрировано в штатах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, 85% производства шерстяных тканей в штатах Сан-Паулу и Риу-Гранди-ду-Сул. В Мексике основные текстильные фабрики сосредоточены в гг. Мехико, Пуэбла и Орисаба. В Чили 95% текстильного производства находится в зоне гг. Консепсьон Сантьяго Вальпараисо. В Колумбии главные текстильные предприятия размещены в окрестностях г. Медельин. В Уругвае основные шерстяные и хлопчатобумажные фабрики расположены в г. Монтевидео. Вместе с тем мелкие предприятия в странах Латинской Америки разбросаны по различным районам.
Технический уровень текстильной промышленности в послевоенный период значительно повысился.
Таблица 19. Парк ткацких станков, установленных в отдельных странах Латинской Америки, тыс. единиц
Источники:1955 1975 механические автоматические механические автоматические Бразилия 70,9 31,2 81,6 65,7 Мексика 26,3 8,5 9,5 41,5 Аргентина 5,4 9,6 1,2 17,8 Колумбия 4,7 1,9 0,1 17,5 Венесуэла 2,7 0,6 0,4 4,8 Перу 4,1 1,8 2,5 2,5 Чили 2,1 3,1 - - Уругвай 0,3 1,4 0,1 2,8 Эквадор 1,4 0,2 0,5 2,2
Wool Digest, L., 195077;
Cotton World, L., 195977.Во многих странах количество автоматических станков превышает число механических. По доле автоматических текстильных станков ряд стран Латинской Америки опережает некоторые страны Западной Европы (например, Великобританию).
Несмотря на рост технической оснащённости, производительность труда в текстильной промышленности Латинской Америки в 2,5 раза ниже, чем в США, и в 1,5 раза ниже, чем в Японии. На многих текстильных фабриках региона используется устаревшее оборудование, имеет место недогрузка мощностей, что повышает издержки производства и снижает конкурентоспособность текстильных изделий. Особенно слабо загружены предприятия шерстяной промышленности (в Аргентине на 65%). В ряде стран разработаны государственные программы реконструкции текстильной промышленности (в Аргентине программа 196980 модернизации шерстяной промышленности).
Текстильная промышленность почти целиком работает на местном сырье (хлопке, шерсти, льне, джуте, пеньке). В некоторых странах хлопчатобумажная промышленность вначале развивалась на привозном сырье. Но уже накануне 2-й мировой войны в связи с ростом собственного хлопководства (например, в Чако в Аргентине) хлопчатобумажное производство стало использовать местное сырьё. Предприятия по выпуску тканей из химических волокон в Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии, Венесуэле частично работают на импортном сырье, в Перу, Уругвае, Эквадоре и др. почти полностью.
Сильные позиции в текстильной промышленности занимает иностранный капитал. Как правило, национальный капитал преобладает в хлопчатобумажном и шерстяном производстве, иностранный в выпуске химических волокон и тканей из них. Наряду с многочисленными национальными компаниями действуют дочерние предприятия таких иностранных монополий, как «Саик», «Мэшин коттоне», «Генри Роджерс энд сане» (Великобритания), «Сосьете родиасета», «Рон-Пуленк», «Пруво», «Жиллет» (Франция), «Акзо Безит» (Нидерланды), «Грейс энд компани» (США) и др.
Текстильная промышленность почти, полностью удовлетворяет потребности населения в текстильных изделиях. Импортируются отдельные виды тканей из синтетического волокна, химического волокна (целлюлозные и синтетические). В экономически более развитых странах доля импортного текстиля не превышает 1% потребления. В середине 70-х гг. отраслевая структура потребления синтетического волокна была следующей: полиамидные волокна (нейлон и др.) составляли 67% потребления, полиэфирные волокна 26%, полипропиленовые волокна 7%.
Несмотря на общий рост производства, потребление текстильных волокон на душу населения из-за снижения покупательной способности в ряде стран уменьшилось (в Аргентине с 9,5 кг в 1960 до 6,5 кг в 1975; средний показатель для капиталистического мира 5,5 кг в 1975).
Текстильная промышленность экспортная отрасль. На внешний рынок поступают хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и шёлковые пряжа и ткани. Экспорт идёт в развивающиеся страны, Западную Европу (Италию, ФРГ, Нидерланды, Великобританию), США и Канаду, а также социалистические страны. Росту экспорта содействуют и интеграционные процессы в Латинской Америке. Текстильная продукция одна из главнейших статей региональной торговли.
Развитие текстильной промышленности в большой степени зависит от внутреннего платёжеспособного спроса: усиление в 70-х гг. инфляции сдерживает рост этой отрасли.
З. И. Романова.
Энциклопедический справочник «Латинская Америка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор В. В. Вольский. 1979-1982.